Рекомендации по приобретению бытовых услуг
25 июля 2024
Информация от роспотребнадзора
В сферу бытовых услуг входят такие работы и услуги, как изготовление мебели, ремонт бытовой техники, ювелирных изделий, услуги химчистки, парикмахерские услуги и пр.
При оказании бытовых услуг, как и в любом договоре с участием потребителя, на предпринимателя возлагаются дополнительные обязанности, призванные обеспечить повышенную защиту прав потребителя. Прежде всего – информационная обязанность: исполнитель обязан до заключения договора бытового обслуживания предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию об исполнителе, режиме его работы, о предлагаемой услуге (работе), ее видах и особенностях, о цене и форме оплаты, о сроках оказания услуг, о гарантийных сроках, правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Кроме того, предприниматель должен ознакомить с образцами договоров об оказании услуг; образцами изготавливаемых изделий либо их эскизами и пр. Если по характеру работы это имеет значение, исполнитель должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.
Чтобы не стать жертвой недобросовестной компании, перед заключением договора потребителю стоит ознакомиться с отзывами о компании в интернете. Если у компании есть сайт – изучить размещенную на нем информацию (есть ли на сайте наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги, юридический адрес, режим его работы).
Необходимо помнить, что при заключении договора на оказание бытовых услуг с физическим лицом (например, по объявлениям, распространяемым через почтовые ящики или расклеенным на входных группах подъездов – «частный мастер Андрей, живу рядом, приеду быстро…») предъявить требования в случае оказания услуг ненадлежащего качества, нарушения сроков оказания услуг и пр. может быть довольно затруднительно.
После ознакомления потребителя с содержанием, стоимостью, порядком оказания услуг заключается Договор об оказании услуг (выполнении работ). Договор оформляется в письменной форме в виде квитанции или другого документа. Один экземпляр договора выдается потребителю. Если услуга выполняется в присутствии потребителя, договор может оформляться в виде кассового чека, билета и др.
При заключении договора требуется внимательно ознакомиться с информацией, внесенной в договор, – об исполнителе, о составе услуг, о цене и сроках оказания услуг. Не подписывайте договор, если в нем есть неясности и противоречия, в том числе с устными заверениями специалиста компании. Попросите подтвердить слова конкретными пунктами договора. Не доверяйте заверениям, что форма договора является типовой и не подлежит изменению. Помните, что любые предоставляемые исполнителем услуги и гарантии должны быть отражены в договоре.
Оплата оказываемых потребителю услуг может быть произведена потребителем после принятия работы.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем.
Действующее законодательство не предусматривает оплату неоказанных услуг. Потребитель имеет право не подписывать акт, подтверждающий оказание услуг и отсутствие претензий к их качеству, до их фактического оказания. При возникновении претензий к качеству, срокам оказания услуг необходимо отразить эту информацию в акте или подав отдельную претензию.
Законом предусмотрено право потребителя на односторонний отказ от договора:
- в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору» (ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»);
- в случае нарушения права потребителя на необходимую информацию об услуге (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»);
- в случае нарушения сроков оказания услуг, выполнения работ (ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»);
- если в установленный договором срок недостатки услуг не устранены; в связи с существенными недостатками услуги; иными существенными отступлениями от условий договора (ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»).
В случае возникновения гражданско-правовых (имущественных) споров между потребителем и исполнителем (в том числе, о ненадлежащем исполнении условий договора, об отказе в возврате денежных средств и пр.) наступает гражданско-правовая (имущественная) ответственность исполнителя перед потребителем. Разрешение таких споров возможно либо в добровольном порядке (направив претензию исполнителю), либо в судебном порядке.
За получением правовой помощи при нарушении потребительских прав жители г. Екатеринбурга и Свердловской области могут обращаться в консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», адреса которых можно узнать по ссылке https://кц66.рф/ или по телефону (343) 374-14-55.
Свежие публикации данной категории
12 ноября 2024 Горячая линия
30 октября 2024 31 октября 2024 г. в 15.00 Управление Роспотребнадзора по Свердловской области проводит обучающий онлайн-семинар
16 октября 2024 Консультации по защите прав потребителей
16 октября 2024 Азбука потребителя по направлению: Оказание финансовых услуг
8 октября 2024 Требования законодательства в области защиты прав потребителей, предъявляемые к предоставлению туристских услуг
2 октября 2024 Актуальные проблемы питания и применение БАД реализуемых через аптечную и торговую сеть
27 сентября 2024 Информация о сезоне реализации бахчевых культур, рекомендации по приобретению бахчевых
27 сентября 2024 Профилактика пищевых отравлений в быту, в том числе ботулизм