Ирбитское
Муниципальное Образование
Официальный портал
Главная / Информация от роспотребнадзора / Памятка потребителю Услуги каршеринга

Памятка потребителю Услуги каршеринга

23 ноября 2022

Информация от роспотребнадзора

Услуга каршеринга – это предоставление легковых автомобилей в краткосрочную аренду физическим лицам для личных целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Аренда машин производится у индивидуальных предпринимателей или юридических лиц (далее – арендодатель, исполнитель). Для того, чтобы воспользоваться каршерингом, потребитель должен иметь право управления транспортным средством.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА КАРШЕРИНГА

-Заключение договора происходит дистанционным способом – путём создания учетной записи пользователя на интернет – сайте или в мобильном приложении исполнителя услуг.

-Потребителю необходимо указать сведения о документах, подтверждающих его личность и право на управление транспортным средством, отсканировать (сфотографировать) документы.

Заключая договор каршеринга, потребитель присоединяется ко всем его условиям, а также правилам оказания услуг, разработанным исполнителем. Текст договора каршеринга и правила оказания услуг исполнителя предоставляются только в электронном виде.

 

Обратите внимание на следующие условия договора:

 

- порядок приема автомобиля в аренду

Так как договор заключается дистанционным способом, осмотр автомобиля в присутствии арендодателя не производится, какой-либо акт приемки-передачи автомобиля не составляется.

Поэтому перед началом аренды потребителю необходимо осмотреть внешний вид автомобиля и его салон на наличие повреждений. Выявленные недостатки нужно сфотографировать и отправить фотографии арендодателю.

Каждый арендодатель вправе устанавливать в договоре свои требования к фотографиям недостатков автомобиля. Несоблюдение таких требований может быть расценено арендодателем как принятие машины без замечаний.

Если потребитель не зафиксировал недостатки и начал аренду, значит он принял автомобиль в надлежащем состоянии.

- порядок завершения аренды автомобиля

Автомобиль можно оставлять только в пределах зон парковки, указанных арендодателем. По окончанию движения необходимо вновь сфотографировать машину, чтобы зафиксировать ее возврат в надлежащем состоянии.

Ответственность за состояние автомобиля несет последний водитель, поэтому невнимательность, ненадлежащий осмотр машины или неправильная фиксация недостатков по окончанию движения может в последующем привести к возникновению у потребителя обязанности возместить арендодателю стоимость ремонта автомобиля.

 

- ответственность потребителя за нарушение правил использования автомобиля

 

Арендодатель может устанавливать правила использования автомобиля и ответственность потребителя за их нарушения в виде штрафов и неустоек.

 

Например, использование транспортного средства для дрифта влечет штраф в размере 150 000 руб. Распитие алкогольных напитков в салоне автомобиля – штраф в размер 100 000 руб. Передача автомобиля лицу, не имеющему право на его управление, – штраф в размере 300 000 руб.

Арендодатели зачастую устанавливают штрафы за допущенные при движении на арендованном автомобиле нарушения Правил дорожного движения. Например, проезд на красный сигнал светофора – штраф в размере 50 000 руб.

 

Размеры штрафов, ситуации, при которых арендодатель может взыскать с потребителя неустойку, убытки, свои расходы обязательно должны быть прописаны в условиях договора каршеринга и правилах оказания услуг

 

 

БЕЗАКЦЕПТНЫЙ ПОРЯДОК ОПЛАТЫ УСЛУГ КАРШЕРИНГА

Для оплаты услуг каршеринга потребитель вводит данные банковской карты и, чаще всего, «привязывает» ее к своей учётной записи. 

 

В договорах каршеринга предусмотрено право арендодателя на безакцептное списание денежных средств с банковской карты потребителя - то есть заранее данное потребителем согласие на такое списание.

Безакцептное списание происходит не только при оплате услуг аренды автомобиля, но и за различные штрафные санкции и неустойки, установленные исполнителем, а также в счет возмещения понесенных исполнителем по вине потребителя расходов, например, на ремонт транспортного средства. 

 

Условие договора о безакцептном списании должно содержать указание на сумму, которая будет автоматически списываться из средств потребителя, либо порядок определения такой суммы.

 

ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ КАРШЕРИНГА

Возложение на потребителя ответственности за повреждения транспортного средства

После использования автомобиля потребитель может получить от арендодателя требование о необходимости возместить стоимость его ремонта. Это происходит в случае, если потребитель ненадлежащим образом принял автомобиль, не заметил имеющиеся повреждения либо по окончанию аренды не сфотографировал его состояние.

Доказать отсутствие вины в повреждении автомобиля можно путем предоставления соответствующих доказательств - фотографии, записи с видеорегистратора, камер наблюдения, свидетельские показания и другое.

Арендовать машину лучше в дневное время, когда вы сможете осмотреть автомобиль и выявить все дефекты на кузове и в салоне. По этой причине же не стоит брать в аренду грязные автомобили, поскольку осмотреть их затруднительно.

 

Взыскание с потребителя штрафов и неустоек, установленных исполнителем

Арендодатель может списать с банковской карты потребителя или предъявить ему требование об уплате предусмотренных договором штрафов и неустоек

При этом, установление арендодателем крупных размеров штрафов само по себе не свидетельствует о нарушении прав потребителя. Однако, если подлежащие уплате неустойки и штрафы явно несоразмерны последствиям нарушения обязательств, потребитель вправе оспорить их в суде и требовать уменьшение размера штрафов.

 

Специалисты по защите прав потребителей напоминают о том, что в случае возникновения спорных ситуаций с продавцом товаров, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции можно обращаться в консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке http://кц66.рф).

 

Единый консультационный центр Роспотребнадзора

8-800-555-49-43

 

Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».  При использовании памятки ссылка на сайт www.66.rospotrebnadzor.ru обязательна.

 


Свежие публикации данной категории

9 апреля 2024 Профилактика дерматомикозов

1 апреля 2024 Горячая линия

12 марта 2024 Горячая линия в рамках «Всемирного дня прав потребителей»

12 марта 2024 О девизе Всемирного дня прав потребителей

17 января 2024 Итоги деятельности консультационного пункта Ирбитского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области» для потребителей за 2023 год

17 января 2024 «Продажа технически сложных товаров»

17 января 2024 Ирбитский консультационный пункт для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» оказывает юридическую помощь гражданам по защите прав потребителей

27 ноября 2023 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом

23 октября 2023 Специалист по защите прав потребителей помог жителю города Ирбит вернуть деньги за навязанную при кредитовании независимую гарантию

9 октября 2023 Бытовые услуги. Ремонт автотранспортных средств

Наверх страницы